Воспитание певца - это настройка певческого инструмента и обучение игре на нём. Первоочередная задача-постановка голоса, создание стереотипных певческих навыков правильного звукообразования, а в дальнейшем развитие техники и совершенствование искусства вокального исполнительства.Пение как физиологический процесс - одна из разновидностей мышечного движения.
Во всяком искусстве ремесленная техника служит той базой, на которой расцветает творчество. Известен афоризм: Ремесло является подножием к искусству.Пение вокализов в вокальной практике является подготовкой к основному певческому творчеству, ремесленной базой.
Вокализ (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Вокализ появился в середине восемнадцатого века. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо. До девятнадцатого века упражнения, написанные в технике вокализа, широко применялись в учебных целях. В девятнадцатом веке вокализ становится популярен благодаря многочисленным этюдам, в которых голосу аккомпанировало фортепиано. Большой популярностью пользовались, например, вокализы Джузеппе Конконе.
Вокализы представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется большинством педагогов, как переходный от упражнений к художественным произведениям. Вокализы вполне соответствуют этюдам в других видах музыкального искусства. Это музыкальные произведения, написанные с определенной технической задачей. Вокализы, как и этюды, всегда имеют целью выработку тех или иных технических качеств. Этим они схожи с упражнениями, однако от последних они отличаются тем, что являются настоящими музыкальными произведениями со всеми свойственными им характерными чертами. Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот — «сольфеджируются». Вокализ несет определенное «музыкальное содержание», имеет законченную музыкальную форму, создает у слушателя определенные музыкальные переживания.
Именно это отсутствие слова и технический элемент, который заключен в вокализе, делают его ценным материалом для воспитания голоса. Вокализ позволяет применять и шлифовать те навыки звукообразования и звуковедения, которые ученик приобрел на упражнениях. Певец в вокализе попадает в условия как бы инструментального пения, что заставляет его полностью использовать музыкальные выразительные средства. Перед певцом стоит задача выразительного исполнения музыкального произведения чисто вокальными средствами, что обостряет его музыкальное чувство, заставляет внимательно следить за музыкальностью фразы, учит чувствовать музыкальную форму. Здесь нет возможности подменить музыкальную выразительность речевой, «спрятаться за выразительное слово». Поэтому вокализы приучают особенно внимательно относиться к музыкальному тексту, ко всем ремаркам автора, что так полезно для будущего пения художественных произведений с текстом. Обычно сборники упражнений охватывают все виды вокальных движений, которые следует освоить в процессе вокального обучения: гаммы, интервалы, арпеджио, пассажи, украшения и т. п., а также все виды вокализации: технику кантилены, технику беглости, филировку и др. Как правило, они содержат упражнения, расположенные в порядке возрастания их трудности, от самых легких до самых трудных, а виды техники даются в чередовании.
В каждом классе пения можно услышать типичные, относительно стандартные упражнения, но там же мы находим и группы специальных упражнений, специфических для метода данного педагога. Среди них есть весьма оригинальные и ценные находки, которые, однако, как правило, не фиксируются и лишь передаются ученикам по живой преемственности.
И системы упражнений, и требования к их исполнению в различных классах обычно сильно рознятся друг от друга, поэтому нет возможности их как-то описать и классифицировать. Однако мы считаем необходимым остановиться на упражнениях для начинающих, которые, вне зависимости от метода педагога, должны удовлетворять некоторым общим требованиям.
Упражнения для начинающих должны быть предельно просты в музыкальном отношении, чтобы не занимать внимания ученика в процессе их исполнения. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными.
Для мало музыкально развитых учеников, для учеников, приехавших из отдаленных районов наших национальных республик, очень хорошо давать упражнения, построенные на интонациях народных песен соответствующих народностей. Часто ученик плохо схватывает обычные упражнения, проигрываемые ему на рояле, и производит впечатление музыкально малоспособного, но, оказывается, он прекрасно поет более сложные мелодии с голоса, держит тональность, если они построены на материале близких ему народных песен.
Упражнения для начинающих должны быть вокально-технически несложны; не содержать больших интервалов, не охватывать большой отрезок диапазона голоса, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания и должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло с аккомпанементом. Для педагога важнейшей задачей становится развитие музыкальности, которая должна предшествовать развитию вокальной техники. Потому что музыкальные образы - причина, а их техническое воплощение-следствие. Исполнительская техника должна базироваться на развитом музыкальном мышлении. Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым в основном пользуется тот или иной вокальный педагог, и от особенностей звучания голоса, его недостатков у ученика.
Упражнения, построенные из одних и тех же попевок, транспонирующихся по полутонам вверх и вниз, которые педагог даёт с точно направленной целью, приводит к выработке прочных навыков выполнения. Бесцельное распевание даёт лишь разогревание голосового аппарата для дальнейшей работы с голосом. Но важно правильно подбирать последовательность распевок-упражнений, чтобы избежать формирования порочных и вредных навыков, которые в дальнейшем потребуют серьёзной коррекции. Даже стандартные попевки следует соотносить с певческими возможностями данного конкретного ученика и вносить коррективы в их использовании. Упражнения могут быть предельно просты - пение на одной высоте интервалов от примы до терции, во избежание широких интервалов и скачков.
Для детей или учеников, неспособных на первых порах повторить тон, сыгранный на инструменте, можно использовать показ с голоса. Для представителей малых народов, приехавших из глубинки, можно использовать для распевания знакомые им мотивы этнической музыки и песенного фольклора. Принципы построения работы с упражнениями - от простого к сложному.От пения одной ноты на одной высоте до пения широких интервалов, развёрнутых арпеджио и т. д. с постепенным усложнением видов техники-легато, стаккато, пение колоратур и мелизмов, трелей и филировок. Все эти вокальные упражнения, которые заключают в себе пение гамм, арпеджио, пассажей и т.д. даёт возможность певцу приобрести технику кантиленного звучания, беглости, приводит к большей гибкости и эластичности голоса, позволяя исполнять огромное количество вокальных произведений любой трудности.
Вокализы освобождают певца, особенно начинающего, от недостатка -произношения речевых гласных вместо певческих. "Отвязываясь" от согласных с помощью вокализации можно освободить сознание и голосовой аппарат для большей свободы и выразительности пения, сосредотачивая внимание на музыкальном содержании - нюансировке, штрихах, построении фразы, кульминации и т.д. Исполнение вокализов на гласные (вокализация) или с названием нот (сольфеджирование) должно разрушить стереотипное воспроизведение речевой гласной, меняя её на певческую. Этим достигается ровность звучания, сглаживаются регистровые границы, сохраняется единая певческая позиция.
Таким образом, педагогам и ученикам важно понимать насколько продуктивным будет обучение, которое построенное грамотно, поступенно – от простого к сложному. Необходимость применения вокализов в процессе занятий вокалом велика, это касается как постановки голоса, так и уже опытным певцам. На основе этой базы «знаний», а именно постоянной тренировки, можно добиться высоко уровня исполняя программные сочинения.