Полезные статьи

Сценическое исполнение

Проблема развития навыка сценического исполнения на уроках вокала актуальна, так как связана непосредственно с практической и исполнительской деятельностью, в чем есть основная цель при обучении вокалу. В настоящее время педагоги не уделяют должного внимания именно такому аспекту, как сценическое исполнение, останавливаясь на усовершенствовании лишь технических трудностей. На уроках пения, как в профессиональных учебных заведениях, так и в дополнительном образовании, всё сводится к выучиванию произведения с точки зрения правильного голосоведения, чистоты интонации, дыхании, взятому в нужное время и т. п.

Логическим завершением после выученной вокальной программы является его показ на публике, т. е. концертное выступление на сцене. Выступления перед любой публикой, даже без учета концертного формата, без подготовки чреваты последствиями, такими как: психологические и физические зажимы, а в последствии боязнь выступать перед публикой. К такого рода деятельности нужно готовиться не только морально, но и физически, а именно: в работе над вокальным произведением требовать от ученика исполнять произведение художественно, формируя музыкальный образ, как бы перевоплощаясь в ту или иную «роль». Педагог должен с высоты своего опыта подсказать ученику какое движение было бы логичнее и эстетичнее в определенный момент исполнения, какую эмоцию или выражение лица продемонстрировать, учитывая характер произведения и его смысловую нагрузку. Ученику так же следует сначала провести анализ исполняемой песни, чтобы прочувствовать ее и «перевоплотиться» более естественным образом.

Перевоплощение – это явление временного перехода актера « в действительность» нового лица, в чужое «Я» – в психику и психологию другого человека, воспроизведение его в форме конкретного образа – в исполнении данной роли. Сценическое исполнение подразумевает собой некоторую актерскую игру, но в тоже время свободу в телодвижении и звуке. Приобрести такие навыки можно лишь методами, позволяющие накопить опыт в данной сфере деятельности. Это практика пения сначала как бы представляя, что на исполнителя смотрят и слушают люди, затем пение перед публикой, приглашенной на урок вокала, на котором ученик смог бы продемонстрировать подготовленное произведение, с учетом «игры».

Специфика вокального произведения, в которой за небольшой период времени надо раскрыть характер, показать образ, накладывает свои обязанности на педагога. Поскольку каждый концертный номер подчиняется определенной драматургии, должно быть наличие образно-сценического и элементарного хореографического компонентов. Педагог вокала не должен обладать специальным театральным образованием, но элементарные знания о поведении на сцене, общении со зрителями во время исполнения – неотъемлемая часть в образовании и воспитании певца. При формировании сценического образа основная роль отводится следующим формам работы: беседы и рассуждения, просмотр видеоматериалов выступлений ярких личностей, музыкантов, анализ увиденного и услышанного. А также широко используется пример самого педагога, как демонстрация различных вариантов решения задач, детальный разбор костюма, жестов, манеры исполнения, мимики и так далее. Затем ребенок пытается «примерить» образ на себя, к себе, в себя и от себя. Овладение исполнительским мастерством требует от певца, как в прочем и от любого исполнителя, серьезной вдумчивой работы над множеством компонентов, составляющих в своем неразрывном единстве сущность музыканта, целостность сценического образа. С первых же занятий при работе над вокальным произведением необходимо объяснять ученику, что исполнение - это не просто выученный текст и мелодия, но и полное понимание и осознание смысловой нагрузки произведения.

Мысль неотделима от эмоции, поэтому никогда нельзя петь безразлично, так сказать в «опущенном» состоянии, вяло. В пении всегда должен быть внутренний подъем, бодрость, так сказать повышенный тонус. В.П. Морозов называет эмоцию волшебным ключом, легко и свободно открывающим «потайные клады голосовых чудес, подсознательные механизмы управления певческим процессом, достигающим оптимальной и скоординированной работы дыхания, гортани, резонаторов. Ученик, обучающийся вокалу должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа. Вокалисту в работе над песней необходимо так же продумывать предшествующую историю, чтобы прочувствовать ее и достоверно донести эмоции, заложенные в песне.

Создание подлинно правдивого музыкально-сценического образа возможно только на основе изучения природы детского творчества, законов сценического искусства. Поэтому одним из основных принципов воспитания будущего исполнителя является неразрывность специфических выразительных средств, и овладение законами природы сценического творчества, когда одно невозможно без другого. Действие ученика, воплощающего образ на сцене, должно быть особенно отчетливо и безукоризненно, поскольку вокализирование и музицирование часто выдаются за действия, и тем самым совершается одна из наиболее типичных ошибок, распространенных на сцене. Когда ученик поет и ему, не ориентирующемуся в подлинной природе сценического действия, кажется, что он действует, а зал, не вовлеченный в процесс действования, остается пассивным и продолжает обвинять пение в шаблонности, сухости, а порою и в скуке.