Полезные статьи

О выборе вокального репертуара

Вокальное искусство является массовым видом творчества, по средствам которого решаются многие музыкально-профессиональные задачи: выявление и развитие творческого потенциала и музыкальных способностей каждого ребенка, обучение основным вокальным навыкам, освоение музыкального репертуара, развитие образного и сценического мышления. Правильность выбора репертуара является залогом успешного достижения поставленных педагогом целей и задач. Проблема выбора вокального репертуара очень актуальна в современное время для любого руководителя. От выбора репертуара во многом зависит успешное развитие вокалиста как в техническом, так и в художественном и нравственном плане. 

Выбор репертуара – сложный процесс, в котором фокусируется музыкальный опыт и культура педагога, а также он должен быть обусловлен особенностями и интересами учащихся, их способности воспринимать содержание и выражать желание исполнить то или иное вокальное произведение. В руках грамотного педагога репертуар – это мощный инструмент, с помощью которого осуществляется не только музыкальное образование, но также оно способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию личности. Подбор вокального материала должен основываться на принципе целесообразности и рациональности, последовательности и постепенности, а также соответствовать уровню вокальной подготовки. 

С какими бы сложностями выбора и освоения репертуара не сталкивался педагог, в любом случае этот процесс творческого познания является увлекательным и интересным. Не только ученик, но и педагог развиваются и получают необходимый жизненный и творческий опыт и потенциал знаний. Особые сложности возникают в подборе репертуара для учеников со «скромными» вокальными и исполнительскими возможностями, основанными на ограниченных музыкальных данных, в том числе на ограниченном восприятии материала. Иногда ученики с такими данными изъявляют желание петь произведения, которые исполняют более «сильные» ученики, а иногда профессиональные певцы (после прослушивания их исполнения в записи). Неумение, не владение самооценкой и нежелание доверять своему педагогу заметно тормозят процесс обучения и, в большинстве случаев, делают неэффективным. Эти и многие другие проблемы требуют от современного педагога, порой, очень глубоких знаний психологии, чуткой интуиции и просто человеческого отношения.

Одаренность ученика, его вокально-техническая продвинутость и музыкально-артистическое развитие определяют последовательность освоения репертуара. Более правильно строить репертуар, следуя историческому развитию музыки, т. е. по мере усложнения музыкального языка, исполнительских требований и эволюции вокальной техники.

К разряду репертуарных трудностей относится также поиск нотного материала. Здесь обнаруживаются градации от невозможности найти нужное нотное издание до объективной ограниченности любого знания. Каждый педагог сталкивался с определённым кругом произведений и, вполне вероятно, в силу объективных причин, не знаком с большой областью заслуживающих внимания произведений. Вполне понятно стремление педагога иметь наиболее подробный перечень произведений, их записей, либо личную библиотеку, чтобы знать, чем он располагает для своего выбора. Некоторые педагоги ведут списки услышанных когда-либо произведений, тщательно записывают программы «своих и чужих» учеников, что является несомненной помощью в работе и обогащает знания, как педагога, так и его учеников. Однако в выборе произведений следует быть очень осторожным, так как не везде учитываются особенности голоса, даже в самых элементарных требованиях, таких как диапазон или тесситура. Иногда трудно бывает даже понять, для какого голоса оно написано. 

Этапы работы с репертуаром:
1. Определение цели и задач. Педагог должен четко понимать для чего он подбирает репертуар. Вид музыкальной деятельности должен определять выбор репертуара.
2. Работа с литературой, аудио и видеозаписями.
3. Творческое осмысление и адаптация материала. Если выбранное произведение в своем первоначальном виде не подходит для исполнения, педагогу необходимо осуществить его редакцию. Возможна аранжировка, переложение либо обработка для конкретного исполнителя.
4. Знакомство исполнителя с: художественно-образным строем произведения; временем его создания;
6. Разучивание литературного и музыкального текста произведения.
7. Отработка сложностей и нюансов.
8. Вокально-сценическое воплощение.

Первое, что следует помнить педагогу при выборе репертуара, что он должен пробуждать интерес к вокальному искусству. Каждая новая песня должна помогать исполнителю приобретать новые и закреплять уже полученные навыки вокального исполнительства. Также репертуар должен отвечать следующим требованиям:

- соответствовать исполнительским возможностям вокалиста
- носить воспитательный и образовательный характер;
- соответствовать возрастным и психологическим особенностям;
- быть высокохудожественным;
- быть разнообразным по характеру, содержанию;

Природные способности и недостатки делают процесс подбора репертуара творческим. Каждый педагог должен хорошо знать вокальный репертуар и уметь выбрать из него то, что наиболее полезно ученику на данном этапе развития. Перед педагогом стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкально-исполнительскую культуру.