Вокальные техники и приемы
Теоретический материал
Вокальные приёмы и особенности исполнения, своеобразные техники, которые украшают голос, придают ему чувственность и выразительность. Эти незаметные мелочи завораживают слушателя, потому что придают песням особый "оттенок". Без таких нюансов голос звучит плоско.
Вибрато
Заключается в колебании тона звука, вызываемого периодическим движением диафрагмы. Вибрато является прекрасным украшением длинной ноты, в том числе окончанием фразы. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение.
Глиссандо
Также известен как «слайд». Глиссандо - (итал. glissando, от франц. glisser - скользить), особый приём извлечения звука при исполнении музыкальных произведений. Исполнитель скользит пальцем поперёк струн арфы, вдоль струны смычкового инструмента, ногтями одного или нескольких пальцев по белым клавишам фортепиано. Соответственно, у вокалистов - это скольжение от нижней к верхней ноты определенного интервала. Глиссандо даёт колористический эффект. В вокальном исполнительстве различают собственно глиссандо (в хоровом исполнении возможно аккордами и созвучиями) и близкое ему portamento.
Микст
Микст - это «поставленный» фальцет, на опоре с наполненным резонаторным звучанием – head voice (головной голос). От лат. mixtus - смешанный, микст - искусственный регистр голоса, образуемый через смешение натуральных регистров - грудного и головного, благодаря чему исчезает резкая разница в характере их звучания. У необученного певца тембр голоса на протяжении звуковой шкалы меняется. Для достижения тембровой ровности у певцов развивают смешанный регистр - мискт. У некоторых женских и высоких мужских голосов встречается природное микстовое звучание. В миксте мужских голосов преобладает грудной, в женских - головной регистры. Верхнюю микстовую часть диапазона женских голосов иногда неправильно называют головным регистром. Во французской вокальной школе словом микст обозначают верхние «прикрытые» звуки мужских голосов.
Расщепление
Расщепление как приём эстрадного пения отличает особенность исполнения, при которой к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющегося из себя немузыкальный звук, т.е. шум. В этом случае один дыхательный потом как бы расщепляется на два ( к расщеплению можно отнести некоторые приёмы народного пения, например, "горловое пение", также субтон и драйв.
Субтон
Субтон — это звук в котором воздушная струя идет вместе с голосом (но воздух подаётся на ОПОРЕ). Субтон требует почти в два раза больше воздуха, чем при обычном пении. Фундаментальным звуком этот прием не может быть. Его лучше использовать как «украшение».
Драйв
Драйв - один из важнейших приёмов расщепления в арсенале рок-вокалистов. Он имеет подвиды: гроулинг, рёв, хриплый голос и т.д. Для классических вокалистов данный прием является неприемлемым.
Горловое пение
Обертоновое пение, известное как "горловое", характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия). Его суть в расщеплении обертонов основного тона, что позволяет выпевать двузвучие.
Белтинг
«Бэлтинг» — вокальный прием, в котором высокие ноты поются на опоре, а не фальцетом, голос звучит мощно, плотно и объемно. Термин «бэлтинг» произошел от английского глагола to belt (кричать, орать) и поэтому часто заменяется словосочетанием «вокальный крик». Но мы с вами должны понимать, что крик не может иметь никакого отношения к вокалу, т.к. при крике мы получаем лишь зажатые гортанные мышцы, приглушенный сиплый звук, першение в горле, кашель и, конечно же, такая практика рано или поздно приведет к повреждению голосовых связок, срыву голоса и даже его необратимой потере. «Бэлтинг - это попытка чисто грудным голосом спеть высокие ноты. Достигается за счет сильной опоры, но при этом максимально завышенной гортани.
Йодль
Йодль - "Тирольское пение" - заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет.
Фальцет
Фальцетом в исполнительском искусстве называют ноты верхние, головные, образуемые с помощью дыхания, скользящего и слегка задевающего по связкам. Образуемые звуки называются фистулой. Их образование свойственно мужскому голосу, способному образовывать звуки мягкие, но ограниченные в полноте и силе, если сравнивать их со звуками таких регистров как грудной или смешанный.
Это высокий звук особого тембра. Фальцет противопоставляется грудному голосу. При последнем, отличающимся своей полнотой, голосовая щель бывает очень узка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль резонаторов, придающих звуку грудной характер; при фальцете же голосовая щель широко раскрыта вследствие расхождения голосовых связок, и потому для развития фальцетных нот требуется более сильное дуновение и следовательно большее выдыхательное усилие. К тому же при широко расставленных связках и широко открытой голосовой щели бронхи и грудь в меньшей степени могут служить резонатором гортанных звуков, вследствие чего фальцет лишен всякого грудного оттенка.
Штробас
Тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но при этом практически не напряжены. Является самым низким вокальным регистром, во время которого производство самого звука происходит при помощи воздуха, проходящего через расслабленную, как бы «свободно колышущуюся» голосовую щель. Для приема штробас характерно воспроизведение низких нот, которые невозможно спеть нормальным голосом, т. к. звук очень специфический и используется редко.
ИП Голланд К. А.

ИНН 772085688013 | ОГРН 319774600720662

Договор публичной оферты