АлексеЙ Коляда
Психология вокала
Руководство по освобождению и совершенствованию своего голоса.
Человеческое тело подобно музыкальному инструменту.
Можно сказать больше - в каком - то отношении оно и является совершенным музыкальным инструментом. Зачем это нужно, для чего это нам – загадка, ответ на которую, думаю, что лежит где-то далеко за пределами тела...
Помехи
Если говорить о пении, то можно условно обозначить три группы помех. Условно – потому что все они, так или иначе, между собой связаны. Вопрос только в том, на каком уровне сильнее проявляются, и чему больше мешают.
1. Помехи телесного рода – всевозможные зажимы, напряжения, блоки. Проявляются, в первую очередь, в теле, и мешают работе тела при пении. Простые примеры – напряжения в области диафрагмы или брюшной стенки мешают глубокому, естественному нижнему дыханию. И соответствующим образом сказываются на звучании. Напряжения в области горла – препятствуют управлению тембром, точному интонированию. В особо тяжёлых случаях, практически исключают возможность целенаправленно управлять голосом «выше – ниже». В этих случаях человеку говорят, что у него нет «музыкального слуха». Хотя, к способности слышать и различать звуки разной высоты, этот «слух» – не имеет никакого отношения.

2. Следующая группа помех может быть условно названа – переживаниями. Переживания и работа с ними – это особая очень большая тема. Кратко, «переживание» можно определить, как состояние, наполненное сильными неуправляемыми чувствами и неполезными решениями. Например, переживания тревоги, страха, обиды, злости. Что является важной особенностью любых переживаний? То, что чувства, которые человек испытывает, мало связаны с тем, что с ним здесь и сейчас происходит. Они приходят как бы «из памяти». То есть, эти чувства идут откуда-то ещё, из каких-то других областей его сознания, связанных с происходящим лишь по подобию. Например, человек прекрасно подготовился к выступлению, он владеет своим голосом, он знает материал. И вдруг что-то происходит, и резко возникает тревога такого уровня, что всё забывается: и все умения и все намерения. Результат прискорбен.

3. Следующая, менее очевидная и более тонкая, и но не менее сильная группа помех связана со скрытыми, неосознаваемыми целями. В общем виде, по поводу этих помех можно сказать следующее: стремясь к чему-либо, человек решает не те задачи не теми средствами.



Освобождение от помех
Для освобождения от помех необходимы две вещи. Обе для многих непривычные. Но вполне возможные.
1. Самопознание, навык самонаблюдения и осознавания. Почему это важно? Потому что человек, которому предстоит работа с помехами, должен для начала их осознавать. Иначе он ничего не сможет с ними сделать. Если речь идёт об осознании телесных зажимов, с этим дела обстоят более-менее терпимо. Телесные зажимы, телесные напряжения – наглядны, они чувствуются прямо по телу. Иногда очень сильно чувствуются. Не заметить и не осознать их трудно. Но в тех случаях, когда требуется работа с чувствами, с переживаниями, требуется более тонкий навык исследования себя, и он требует некоторых усилий для освоения. Хотя, по большому счёту, в этом ничего сложного нет.

Почему необходимо исследование себя? Дело в том, что для того, чтобы с чем-либо работать, человек должен хоть как-то воспринимать предмет своей работы. Например, если я занимаюсь напряжением в горле, то для того, чтобы моя работа была точной, быстрой и в конечном счёте, успешной, я должен это напряжение очень точно ощущать в себе. Если я работаю с каким-то переживанием, со страхом, например, то мне важно осознавать, какого именно рода страх стоит передо мной.

Для успешной работы нужно из всей той массы напряжений и переживаний, имеющихся у человека, выделить именно то, что ему сейчас мешает. Это не всегда просто. Но, ещё раз повторюсь, во-первых, возможно, а во-вторых, необходимо. В связи с этим и стоит развивать навык точного самонаблюдения и самоосознавания. Например, заметить – «я испытываю дискомфорт», – это очень неточно и недостаточно для работы.

И поэтому первое условие – это чудесная вещь, называемая самопознанием.

2. Второе – это умение работать с напряжениями. Разнообразные зажимы, блоки – это в сущности просто напряжения, но возникшие неосознанно, непроизвольно. Поэтому – требующие особого подхода. Важно заметить, что этот подход (и это хорошая новость) применим и в работе с неуправляемыми чувствами и переживаниями. Более того, многие телесные напряжения имеют с ними прямую связь. Соответственно, освобождались от одного, мы можем заодно почистить и другое.

Напряжения обладают одним существенным и неприятным свойством: копиться с годами. Посмотрите: любой младенец обладает совершенно свободным, ненапряженным горлом. И это позволяет ему орать часами, на пределе своих возможностей, без малейших признаков хрипоты. Думаю, что мало кому во взрослом возрасте, доступен такой подвиг.

Любой младенец (понаблюдайте при случае) обладает прекрасным нижним дыханием. Он просто идеально берёт воздух для звучания. И это тоже куда-то теряется с годами. По моим наблюдениям, две трети взрослых людей, приходящих заниматься голосом, нуждаются в постановке нижнего дыхания.

Вопрос: как потерялись сильный, не знающий усталости голос и естественное нижнее дыхание? Они не теряются, а перекрываются. Чем перекрывается? Напряжениями, которые мы не осознаём. Они копятся с годами, и это вызывает вопрос – как от них избавиться?


Первый уровень – телесные помехи
Работа с телесными помехами - это телесные напряжения различной природы, препятствующие естественной работе тела при пении.

Для освобождения от напряжений могут требоваться особые условия. Они проявляют напряжение, делают его более заметным и доступным для работы. В случае телесных напряжений – это усугубление их (сдавливание, растяжение). В случае душевных – в сущности, то же самое – искусственное создание условий, в которых напряжение обычно проявляется. Далее, требуется трудноописываемое действие, выражаемое в словах «присутствие», «осознавание» и им подобных. То есть, некая внутренняя работа обладателя напряжений.

Напряжение не существует само по себе, в человеке есть своего рода устройства, позволяющие удерживать напряжения. И выпускать их, если выполнены необходимые условия. Поясню простым механическим примером. Пружина не может находиться в сжатом состоянии сама по себе. Требуется усилие, чтобы напрячь её, и внешнее устройство, сдерживающее ее в напряженном состоянии. Чтобы освободить пружину, требуется либо разрушить это устройство, либо, зная то, как оно работает, отключить его. Или даже убрать насовсем.

Действия, приводящие к усугублению напряжений, в сущности, приводят к разрушению этого «сдерживающего устройства». Я думаю, вам приходилось избавляться от судороги, растягивая сведенную мышцу, т.е. усугубляя напряжение в ней. Напряжение при этом достигает своего пика, а потом распускается. Если напряжение велико, то оно прорывается какими—нибудь действиями: звучанием, движением, изменением дыхания и т. п.


Если сказать коротко, то напряжение – это не совершившееся действие, движение.
Напряжение – это особое состояние сознания, и, как следствие – тела, для появления которого необходима Сила и своего рода «устройство» в сознании, определенным образом ее связывающие или направляющие. Слова «определенным образом», следует понимать в прямом значении. Сила удерживается определенным образом, который человек создал для управления этой Силой. Если этот образ творился неосознанно, то произвольно превратить эту силу в действие, движение, не удастся. Такие напряжения и становятся помехами.

Взять и просто так выкинуть из себя непроизвольное напряжение невозможно. Это всё равно, что вытащить себя за волосы из болота. Можно научиться обходить его, или как-нибудь компенсировать. Мы умеем так делать. Но это затратно, да и не всегда возможно. Остается учиться освобождаться от мешающих напряжений. Как?


Освобождение от напряжений
Что нужно иметь в виду, собираясь работать с помехами, мешающими звучанию?
Иначе говоря, некоторые особенности напряжений.
1. Напряжения могут существовать фоном, постоянно. Обычно в этом случае они не осознаются. Потому что крайне сложно осознавать то, что существует с тобой много времени. К таким напряжениям привыкают, их воспринимают как нечто естественное, чем они, конечно же, не являются. Напомню, первый шаг работы с любым напряжением заключается в том, что его нужно обнаружить, осознать. Поэтому фоновые, привычные напряжения представляют собой определённую сложность для работы как раз в силу трудности их обнаружения. И в этом случае, могут быть нужны особые приёмы, позволяющие их проявить, сделать заметными.

2. Некоторые напряжения мешают только при определённых способах звучания. Например, потеря естественности голоса при помещении гортани в речевую позицию. Это «включает» напряжения, не ощущавшиеся при других положениях гортани. Подобных примеров очень много.

3. Следующий вид напряжений, помех, проявляется при определённых внешних обстоятельствах. Человек, будучи в спокойном состоянии, великолепно и свободно звучит. Классический пример – это пение дома в ванной. Очень многие люди просто таки роскошно там звучат. А на публике так не могут. Появляются напряжения, и человек утрачивает способность к свободному и естественному звучанию.
Освобождение горла
Работу с голосом лучше всего начинать именно с освобождения горла от напряжений, возникающих при звучании и мешающих ему.
Почему это так? Поскольку горло является источником нашего голоса, то в тех случаях, когда оно сильно зажато и не работает должным образом, говорить о каких-то тонкостях, связанных с дыханием, с резонированием и всем прочим, просто не имеет смысла. Потому как плюсы от работы с дыханием и резонированием, обнуляются недостатками звучания, вызываемыми напряжениями в горле.

1. При механических повреждениях или частичном парезе голосовых связок, человек испытывает очень большие затруднения со звучанием. Если бы связки к его звучанию отношения не имели, то их повреждения не имели бы никаких последствий. Если же парез связок полный или удалена хотя бы часть одной из голосовых связок, звучать уже невозможно. Можно только лишь сипеть горлом, и не более того.

2. Из анатомии: на поверхности дыхательных путей и лёгких, мембраны нет. Да простят меня люди, верующие в мембранное звучание, но это анатомический факт. Если кто-то сомневается, сходите на вскрытие или спросите у любого пульмонолога.

3. Чтобы понять, чем вы звучите, съешьте горсть миндальных орехов, и сразу после этого попробуйте спеть. Или просто поговорить. Вы ощутите боль, возникающую от того, что связки, смыкаясь, раздражаются крошечками съеденных орехов. Звучать будет трудно, звук будет отвратительный, но никаких сомнений относительно источника голоса этот опыт не оставляет.
Признаки, указывающие на необходимость освобождения горла.
Как вообще понять, что есть смысл поработать с горлом и напряжениями в нём? Какие признаки на это указывают?
1. Физическое ощущение неудобства в горле при звучании. Оно может быть разным. Иногда это ощущение комка в горле, перехваченности на разных уровнях, и тому подобные вещи. Естественно, что эти напряжения могут наблюдаться постоянно, а могут возникать в каких-то определённых обстоятельствах.

2. Голос быстро устаёт. Что значит «быстро»? Это понятие относительное. Но, на мой взгляд, если человеку трудно непрерывно говорить в течение минут 40 или непрерывно петь в течение 20 минут, значит – быстро. И это также является указанием на то, что горло более напряжено, чем следует.

3. Плоский, резкий, неглубокий голос, или же, наоборот, голос глухой, как из бочки, также указывает на наличие напряжений в горле.

4. Вы слушаете запись своего голоса и слышите, что он звучит неестественно и странно. Чаще всего это указывает, на напряжения – помехи естественному звучанию.

Правда, тут есть одно «но». Мы слышим себя в записи и первая мысль такая: «Кто это поёт (говорит) таким противным голосом? Боже мой, это, кажется, я! Какой ужас!»

Причин тому может быть две. Первая в том, что мы слышим себя, когда мы говорим или поём, двумя путями. Первый путь – напрямую через тело, через кости. А другой путь – это через воздух, ушами. И, соответственно, когда нас записывают, то микрофон не воспринимает телесную составляющую, а берёт только то, что передаётся через воздух. И это звучание просто непривычно – «изнутри» слышишь себя иначе. И поэтому голос кажется странным и неприятным.

Вторая, состоит в том, что слушая себя «со стороны», начинаешь точнее чувствовать неестественность своего голоса, понимать в чём он обусловлен помехами, в том числе теми, что обычно не осознаются. И, таким образом, получаешь возможность от них освободиться. По сути, начать возвращать себе свой собственный голос.

5. Неуправляемость голоса в некоторых частях своего певческого диапазона. Эта неуправляемость может касаться тембра или точности интонирования.

6. Некоторые изъяны дикции также указывают на то, что горло зажато.

Это, пожалуй, основные признаки, которые говорят о том, что есть смысл позаниматься с горлом.

Ещё одна особенность работы с зажимами в горле. Для того, чтобы начать звучать, человеку необходимо напрячь мышцы, управляющие голосовыми связками. Если это не сделать, то звук не получится. И это необходимое служебное напряжение. Но беда в том, что к этому служебному, естественному напряжению, может примешиваться много дополнительных, которые не нужны для звучания, и даже ему мешают. Они смешиваются между собой, маскируют друг друга, и человеку кажется, что в общем-то, он напрягает горло, просто потому, что так надо для пения. Поэтому необходимо нарабатывать умение разделять необходимые, рабочие напряжения и примешивающиеся к ним дополнительные. Это одно из условий успешной работы.
Упражнения
Это – основной набор достаточно хорошо работающих диагностических упражнений. Обязательно послушайте запись себя во время выполнения этих упражнений.
Упражнение №1
Губы сомкнуты. Язык свободен. Мы тянем согласную – м-м-м – достаточно продолжительное время, по необходимости беря дыхание. Отмечаем свои ощущения. Если никаких неудобств нет, то пробуем то же самое сделать с согласной «в» – в-в-в. Тянем её. Если горлу сделалось неудобно, смотрим, что это за напряжение и описываем его.
Упражнение №2
Губы слегка разомкнуты. Кончик языка слегка прижат к твёрдому нёбу. Тянем – «н- н-н». Потом – «нь-нь-нь». Помним про отслеживание неудобств.
Упражнение №3
Губы разомкнуты. Намереваемся протянуть звук «а» громким шёпотом. Связки при этом не смыкаются, и звук производится потоком воздуха, который просто проходит через гортань. Плавно переводим «а» с шёпота на обычный звук, лёгкий и негромкий. Нужно получить удобное, не напрягающее вас (по возможности, конечно) звучание. И слушаем свои ощущения. Что изменилось относительно «а», сказанного шёпотом. Если этот переход вызвал значительное, заметное напряжение, то его нужно отметить.

Теперь, плавно увеличиваем громкость звука «а» с тихого до среднего, а потом до самого громкого (но без надрыва). И наблюдаем возникающие в горле ощущения. Если произведение громкого звука не вызывает значительных напряжений – всё замечательно. Если вызывает – описываем их.

Существенный момент – положение гортани. Вы можете, перейдя на пение гласных звуков, держать гортань опущенной, на полузевке. Можете держать гортань поднятой, в речевой позиции. Попробуйте позвучать с гортанью в разных положениях. Ваше горло должно быть свободным и не напряженным, независимо от положения гортани. Особенно, если вы не «затачиваете» свой голос под требования определённой певческой школы.

Таким же образом, начиная с шёпота, переводя в тихий гласный звук и увеличивая его громкость до значительной, даже, может быть, до предельной, мы работаем с гласными «о», «э», «и», «е», «у», «ы».

Упражнение №4
Звучим с сомкнутыми губами. Одновременно, расслабив шею, делаем оборот головой. Шея полностью расслаблена, голова опускается вперёд, упирается подбородком в грудину. Потом вы перекатываете её так, чтобы ухо касалось плеча. Плечи расслаблены, опущены. Перекатываете далее, чтобы голова запрокинулась назад, потом ко второму плечу, и снова пришла в положение, когда она висит вперед, а подбородок упирается в грудину. Продолжаем звучать. Задача – отметить положения головы, в которых голос прерывается. Обычно это происходит из-за напряжений в горле, усугубляемых наклоном головы. Отмечаем их.
Упражнение №5
На звучании с открытым ртом, гласная – произвольна, делаем очень медленное глиссандо. Плавно изменяем высоту своего звучания от самого низкого звука в вашем диапазоне до самого высокого, и обратно, при необходимости беря дыхание. Отмечаем места по диапазону, в которых ваш голос теряет управляемость. Это может быть какой-то внезапный перескок по высоте, это могут быть неуправляемые изменения тембра. Это может быть внезапно на какой-то высоте звучания появляющееся напряжение в горле. Далее, если это напряжение, то мы просто его описываем, как было сказано выше.
Работа с помехой в верхней части гортани.
Что представляет собой помеха? Это напряжение, находящееся в верхней части гортани, и захватывающее нижнюю челюсть. При усилении, распространяется на затылочные мышцы и вызывает характерное запрокидывание головы. Напряжение фоновое: существует постоянно, но имеет свойство усиливаться при плотном звучании. Делает голос плоским и сдавленным, звучание – на связках. Наиболее заметным образом оно проявляет себя в горле. То, что оно распространяется на нижнюю челюсть, долгое время было незаметным. Понадобился взгляд со стороны. И также, незаметным было его распространение на затылочные мышцы. По объёму это напряжение не велико – существует только в указанном пространстве и не распространяется на другие части тела.

Как работаем с напряжением? В исходном виде обозначить это напряжение, как- то его усугубить иными способами, кроме как начать звучать, не получалось. А это было не очень удобно. Обнаружение выходов этого напряжения на нижнюю челюсть, в область жевательных мышц, сильно упрощает работу. Зажим в жевательных мышцах по своей силе сопоставим с тем, что мы имеем в верхней части гортани. Начинаем медленно, глубоко, мягко проминать напряжение в области жевательных мышц, и уходим туда вниманием. Одновременно звучим – сначала на гудении, переходя при необходимости на открытый звук. Голос, по ходу работы меняется – делается сдавленным, противным, совсем плоским. Мы следуем за этими его изменениями. Через какое-то время голос становится чем-то похожим на смесь рыка и хрипа. Позволяем этому происходить. По телу – возникает желание движения в мимических и жевательных мышцах. Возникает желание двигать себя в плечах. И чуть позже – руки по всех длине, до пальцев, горят желанием двигаться. Это значит, что напряжение удобнее всего выпускать через движение рук, пальцы, кисти, локти, плечевые суставы, ключицы, лопатки, верхнюю часть туловища, шею и мимические мышцы. Это движение вытекает из напряжения естественным образом, и происходит, уже упоминавшееся мной, превращение напряжения в движение.

Работа заняла у нас порядка 3—5 минут. После этого уровень напряжения существенно снизился. И резко изменилось качество звучания. Достаточно объёмный, плотный звук идёт свободно, без упомянутых зажатостей.

Работа с помехой звучанию в средней части шеи.
Что представляет собой помеха? Напряжение в области щитовидного хряща. Обычно вообще никак не чувствуется, но проявляется при попытках петь или кричать. Ощущается как мягкий комочек, но чем громче обладатель напряжения пытается звучать, тем сильнее и объёмнее оно делается. Более предметное наблюдение показало, что это напряжение, если его усилить, начинает отзываться в плечах, в верхней части трапециевидных мышц, ближе к плечевым суставам, и в области солнечного сплетения. То есть, оно имеет выходы из своего главного «места действия» в другие области тела, достаточно далеко отстоящие от горла.

Как работаем с напряжением? Для обозначения напряжения очень мягко, с лёгким нажатием во время звучания, двигаем гортань, при этом звучим, слушая ощущения в теле. Напряжение в первую очередь проявляет себя в верхней части трапециевидных мышц, и естественно возникает желание двигать плечами. Кроме этого, звучание начинает самопроизвольно двигаться в объёме шеи, что проявляется как изменение тембра и громкости. Возникает желание «выкашлять» этот комочек. После выкашливания, возникает желание звучать громко, затем идёт крик. Через небольшое время качество звучания меняется. Отдыхаем, очень мягко разглаживаем, расправляем шею, горло. Пробуем голос на разной громкости. Ощущение комка практически ушло, звучание стало гораздо свободнее.
Работа с помехой в основании шеи.
Что представляет собой помеха? Напряжение в нижней части гортани. Проявляется, как непроизвольное опускания гортани к нижним пределам её подвижности. Напряжение проявляет себя только при пении. Речь на любой громкости происходит совершенно свободно. Выходов куда-либо в другие части тела это напряжение не имеет, но проявляет себя, как заметная болезненность по краю яремной выемки на грудной кости.

Как работаем с напряжением? Звучим так, чтобы проявить напряжение, усугубляем его, стремясь опустить гортань до предела, и уходим в него вниманием. Глубоко, но мягко проминаем край яремной выемки на грудной кости. И при этом звучим. Звук сначала становится близким к утробному рычанию, а потом глубокому стону. Через какое-то время возникает желание откашляться, откуда-то из глубины трахеи и расправить область ключиц. Напряжение «стаивает», становится гораздо слабее. Проверка показывает, что опускание гортани стало заметно меньше. Оно не ушло совсем, скорее всего, оно связано с какими- либо глубокими переживаниями. Понятно, что в этой связи могут потребоваться дополни- тельные действия. Как минимум – повторение несколько раз этой работы. Её можно выполнять самостоятельно, перед тем, как начать петь.