Есть ли у вас опыт занятий вокалом или это ваш первый раз?
Расскажите, пожалуйста, о своих целях — чего бы вы хотели достичь в вокале?
Что для вас важнее: подготовить конкретную песню, развить технику или просто получать удовольствие от пения?
Какие у вас ожидания от занятий? Что бы вы хотели получить в итоге?
Учитель: Сейчас мы слелаем дыхательное упражнение, я покажу вам комбинации. Показываем сначала без музыки. Далее просим повторить вместе также без музыки. Учитель:А сейчас сделаем это упражнение под музыку, чтобы было веселее! (включаем трек) 3 комбинацию даем в случае, если не возникает проблем с ритмом.
что почувствовали пока дышали? хватало ли воздуха? почувствовали мышцы пресса или спины?
✔️ощущаем брюшные мышцы (они помогают удерживать воздух и экономно распределять их на вокальную фразу). ✔️мы не качаем пресс и не делаем скручивания, то есть не должно ощущаться лишнего напряжения в области пресса. ✔️разграничиваем понятия мышечный тонус и напряжение. ✔️вы не задумываетесь о том как именно вы делаете вдох, все происходит естественным образом.
Повторяем упражнение еще раз под музыку и отслеживаем эти ощущения.
Вокальные упражнения
lip-roll
вводные: это упражнение звучит странно, но мы могли cлышать этот звук, наблюдая за ребенком, который играет в машинку. Звучит упражнение следующим образом: показываем на звукоряд из 5 нот.
Мычание (закрытый звук)
Этот звук уже более знакомый для восприятия и мы часто его произносим/пропеваем в повседневной жизни. Показываем на звукоряд из 3х нот.
МИ-МЭ-МА-МО-МУ
Подключаем слоги. Работаем на одном звуке.
Обращаем внимания ученика на дыхание. Оно должно работать также как и при выполнении дыхательных упражнений в начале урока.
Немного теории
Как возникает звук
Выдыхаемый воздух приводит в движение сомкнутые голосовые сладки. Показываем где они находятся. Изменение высоты звука происходит за счет их натяжения или сокращения. Показываем упражнение "сирена" используя резинку для наглядности.
Работа складок
Голосовые складки могут смыкаться разными способами:
Фрай - самое сокращенное (сжатое) состояние складок
Толстое смыкание - обычно когда говорим или кричим.
Тонкое смыкание - спокойная речь или более аккуратное звучание голоса.
Фальцет - звук с воздухом.
Гортань
Самый важный голосообразующий орган - гортань. Она подвижна и влияет на изменение высоты звука, также участвует в создании тембра звука или вокальных приемов.
Предлагаем упражнения а-у-а. Плавно скользим от низкой ноты к высокой. Предлагаем поместить руку на гортань для фокусировки.
Если возникает сложность, то предлагаем изобразить звук разгоняющейся машины или падающего кота с крыши из мультфильма "Том и Джери"
Используя полученные знания о гортани, ее изменении положения и смыкании голосовых складок, применим все это на практике. Даем задачу ученику почувствовать микро-движения гортани при переходе от ступени к ступени. Также звукоряд из 5 нот.
Упражнения выполняем на английском (считаем до 5).
Перемещаемся от ступени к ступени с возвращением к исходному звуку.
one one-two-one one-two-three-two-one one-two-three-for-three-two-one one-two-three-for-five-for-three-two-one
Используем мелодекламацию на скороговорку:
Бык , бык, тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.
(Работаем на одном звуке, постепенно прибавляя темп).
После первого занятия обязательно сообщаем ученику о доступе к личному кабинету, в котором собраны упражнения и теория, для того, чтобы они могли заниматься самостоятельно и поддерживать полученные навыки на занятиях с преподавателем.